Главная > Неопределённость в системе связана с

Неопределённость в системе связана с


1. Причины и неопределённость в системе связана с последствия неопределенности в цепях поставок

Рисунок 0

2. Классификация видов неопределенности
3. Понятие риска в цепях поставок
4. Причины и факторы риска в цепях поставок
5. Устойчивость цепей поставок
6. Концепция комплексной безопасности цепи поставок
7. Снижение неопределенности в цепях поставок
8. Контрольные вопросы
Выход

Причины и последствия неопределенности в цепях поставок. Выявление, устранение и усиление «узких мест» цепи поставок. Классификация видов неопределенности. Понятие риска, его виды и типы. Факторы риска: внешние и внутренние, постоянные и переменные, прямого и косвенного воздействия. Устойчивость цепей поставок. Концепция комплексной безопасности цепей поставок. Снижение неопределенности в цепях поставок. Bullwhip-эффект (эффект хлыста) в цепях поставок и методы его снижения. Отложенная дифференциация продукции и точка проникновения заказа.

Литература: [2, с. 115-149]; [3, с. 123-165]; [1, с. 375-422].

Неопределенность – это ситуация, при которой полностью или частично отсутствует информация о вероятных будущих состояниях или событиях в цепи поставок, то есть неопределенность цепи поставок – это то, что не поддается оценке.

Источниками неопределенности в цепях поставок могут быть:

- колебания спроса;

- ошибка прогноза;

- выход из строя ресурсов;

- неточные данные;

- ошибочные решения менеджера;

- неточная передача информации;

- целенаправленные действия по разрушению цепи поставок;

- политические изменения;

- природные катаклизмы.

Неопределенность является свойством цепи поставок и существует в ней независимо от людей. Выделяют два принципиальных аспекта при рассмотрении проблемы неопределенности:

- неопределенность можно снизить;

- реализация процессов всегда связана с риском, который кто-то должен нести.

Какой бы способ снижения неопределенности в цепи поставок не применялся, всегда будет существовать определенный риск сбоев в работе цепи поставок, которые могут вызвать серьезные нарушения, устранение которых будет невозможным в рамках заложенных резервов адаптации. На этот случай должны быть предусмотрены соответствующие меры в контрактной системе цепи поставок, включена система страхования и т.д.

Приведем пример. Существуют два метода управления спросом: планирование спроса, когда фокусная компания дает среднесрочные планы на поставки по всей цепи поставок, и прогнозирование спроса, когда каждый из участников цепи поставок сам определяет свои потребности и объемы поставок. Во втором случае, существует риск для каждого из участников цепи поставок относительно объемов поставок. В первом случае, этот риск берет на себя фокусная компания. Тем самым снижается неопределенность внутри цепи поставок, но в случае ошибок в прогнозе спроса у самой фокусной компании у нее возникает риск снижения эффективности и нереализованных товарных запасов. Таким образом, неопределенность и риски можно переносить в разные участки цепи поставок, рассматривая разные формы контрактных отношений, распределения или страхования рисков, но исключить их полностью невозможно.

Одной из основных практических целей анализа цепей поставок относительно неопределенности и возмущающих воздействий является выявление, устранение и усиление так называемых «узких мест» цепи поставок. Далеко не все возмущающие воздействия могут существенно влиять на эффективность цепи поставок. Как показывает практика, именно устойчивость слабых мест цепи поставок в значительной степени определяет ее эффективность.

Под узкими местами понимаются:

- участок цепи поставок, на котором особенно часто происходят нарушения;

- участок цепи поставок, являющийся критическим для обеспечения пропускной способности системы;

- участок цепи поставок, незначительные отклонения на котором приводят к значительным отклонениям значений показателей экономической эффективности;

- участок цепи поставок, ликвидация нарушений в котором связано со значительными финансовыми или временными затратами.

Выявление и анализ узких мест для каждой цепи поставок является индивидуальным и любые методики для данной предметной области должны рассматриваться с позиций системных рамок, конкретное наполнение которых происходит в рамках конкретных условия цепи поставок. Тем не менее, разработка системных методических ориентиров для выявления и усиления узких мест цепей поставок в сочетании со знанием специфики той или иной цепи поставок позволяет существенно сократить затраты на ликвидацию нарушений, частоту возникновения нарушений и сделать работу менеджеров значительно более комфортной.

Резюмируя достигнутые на сегодняшний день результаты, можно сделать два вывода.

1. Можно снизить неопределенность, например, за счет:

- введения определенной избыточности структур цепи поставок (на-пример, временных буферов, страховых запасов, дополнительных складов, запасов мощностей и т.д.);

- улучшения координации и информационного обмена для повышения качества, своевременности и доступности для всех участников цепи поставок прогнозов спроса;

- введения системы мониторинга и регулирования цепи поставок в случае возникновения нарушений и отклонений от плана;

- формирования множества неокончательных решений, например, отложенная дифференциация продукции или методы «скользящего» или адаптивного планирования.

2. Избежать неопределенности невозможно.

Вверх

Классификация видов неопределенности – это распределение неопределенности на конкретные группы на основании определенных признаков или критериев в целях достижения поставленных целей.

Выделяют четыре основные группы источников неопределенности.

1. Факторы, относимые к объекту, с которым происходит взаимодействие как среды, так и субъекта или субъектов, обладающих собственными и «отчуждёнными» знаниями (например, в виде баз знаний).

2. Факторы, относимые непосредственно к среде (неопределенность воздействия среды на «погруженные» в неё объекты).

3. Факторы, порождаемые неопределенностью, нечеткостью мышления и знаний человека - субъективная или персоналистическая неопределенность, проявляющаяся при взаимодействии человека с окружающей его средой;

4. Факторы, обусловленные неопределенностью, нечеткостью противоречивостью накопленных знаний, неопределенностью тех или иных процедур.

Неопределенность среды характеризует ограниченность наших знаний о природе изучаемых объектов. В этих случаях, как правило, неизвестные факторы представляют собой обычные объекты изучения теории вероятности. При этом предполагается, что статистические характеристики этих факторов известны или потенциально могут быть получены. Следует отметить, что во многих случаях невозможно математическое описание степени влияния различных факторов на процесс достижения цели, либо же это описание будет сделано с недостаточной степенью точности и достоверности. Это связано с тем, что процессы в цепи поставок, как правило, носят неповторяющийся, нестационарный характер, а также с отсутствием или неполнотой необходимой ретроспективной статистической информации.

Поведенческая неопределенность обусловлена управленческой активностью поставщиков и фокусной компании и их предпочтениями (интересами). Анализ неопределенности данного вида базируется на мультиагентных системах, игровых моделях, методе нечеткой логики. В данных подходах реализуются принципы управления конфликтами, а также учета так называемых «мягких» трудно формализуемых факторов, таких как доверие, репутация и т.д.

Неопределенность целей, иными словами, многокритериальность, связана с невозможностью однозначного формулирования цели и условия соответствующих задач управления цепями поставок. Для решения многокритериальных задач большой размерности с необходимой скоростью счета в настоящее время широко используются нейронные сети, генетические алгоритмы, АСО-алгоритмы, мультиагентные системы.

Особыми и еще недостаточно изученными являются персоналистическая и логическая неопределенность. Они отражают неопределенность знаний и мышления человека, а также неопределенность знаний и выводов в искусственных интеллектуальных системах. Рассмотрение этих факторов неопределенности является чрезвычайно важным, так как они обусловливают возникновение управленческого риска, то есть риска принятия неверного решения.

Неопределенность является общесистемным свойством, а не событием, как например, риск. Риск возникает из-за неопределенности. Неопределенность разделяют на виды незнания, неизвестности и риска. Если нет никакой информации для прогнозирования поведения системы, то речь идет о незнании. Если мы можем предположить, какие события могут произойти, но не в состоянии дать им вероятностную оценку, то речь идет о неизвестности. Если же мы можем предположить, какие события могут произойти и с какой вероятностью, то речь идет о риске.

В табл. 5.1 представлено обобщение влияния неопределенности на цепь поставок.

Таблица 5.1. Влияние неопределенности на цепи поставок

Уровень принятия решений

Вид неопределенности

Меры по снижению

Стратегический

Неопределенность целей управления

Терроризм, пиратство

Финансовые и политические кризисы

Природные катастрофы

Балансирование целей за счет многокритериальности

Менеджмент безопасности цепи поставок

Запасы ликвидности

Стратегические запасы материалов

Диверсификация рынков

Аутсорсинг

Гибкость ассортимента продукции (например, модульность)

Тактический и оперативный

Неопределенность спроса (количество и виды продукции)

Технологические отказы (оборудование, транспорт, информационные системы)

Человеческая неопределенность (ошибки, неправильная передача и толкование информации)

Страховые запасы

Приобретение материалов «с запасом»

Производственные и дистрибуционные страховые буферы

Дополнительные склады

Резервирование мощностей

Создание системы координации и мониторинга

Система управления событиями в цепи поставок (SCEM)

Факторы неопределенности необходимо учитывать как на этапе планирования цепи поставок, так и на этапе реализации плана. Это существенно усложняет планирование работ в цепях поставок и повышает требования к гибкости планов и разработке механизмов согласованных действий участников цепи поставок как в штатных, так и в нештатных ситуациях.

Задача эффективного управления цепью поставок состоит в обеспечении сбалансированности уровня управляющих воздействий, то есть по сути плана цепи поставок и его ресурсного обеспечения, и уровня возмущающих воздействий.

Вверх

По происхождению термин «риск» (фр. riskue, итал. risko) означает опасность и толкуется как «возможная опасность, действие наудачу в надежде на положи­тельный исход» (Ожегов С. Толковый словарь русского языка. М., 2008).

Логистическая цепь поставок – это сложная стохастическая система, которая характеризуется:

- множественностью звеньев;

- сложным характером взаимодействия между звеньями;

- большим количеством и сложностью логистических операций и функций, выполняемых звеньями;

- трудно формализуемым, качественным характером взаимосвязей и критериев функционирования звеньев;

- влиянием большого ряда факторов и процессов, затрудняющих функционирование звеньев и цепи поставок в целом.

Вышеперечисленные особенности цепи поставок предопределяют возможность отклонения фактических параметров логистических потоков на выходе от запланированных, что в широком понимании и есть риск.

В современной отечественной экономической литературе существуют три основных подхода к определению понятия «риск»:

- риск – это неблагоприятная ситуация, событие, наносящее ущерб объекту;

- риск – это возможность положительного (шанс) или отрицательного (ущерб, убыток) отклонения фактических значений от планируемых или ожидаемых показателей в процессе деятельности объекта;

- риск – это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежности выбора альтернативы и направленная на снижение отклонений от поставленной цели.

Наиболее распространенным определением риска является следующее: риск – это экономическая категория, количественно и качественно выражающаяся в неопределенности исхода намеченной к осуществлению хозяйственной деятельности, отражающей возможность отрицательного (ущерб, убыток) отклонения в процессе деятельности от заранее планируемых результатов.

Для четкого понимания специфики термина «риск» применительно к цепи поставок необходимо опираться на следующие основные постулаты:

- риск связан с оценками (ожиданиями) и решениями субъекта и не существует безотносительно к ним. Иначе говоря, оценки риска субъективны и имеют свое содержание только относительно лиц, принимающих решения (собственников компании, менеджеров, партнеров и конкурентов), и только относительно доступных альтернативных вариантов этих решений;

- риск отражает решения, с помощью которых связывается время;

- свободного от риска поведения не существует, то есть даже отказ от принятия решения, связанного с риском, несет риск упущенной выгоды при благоприятном исходе;

- следует различать риск и его меры. Отождествление риска и отдельных его измерителей не позволяет адекватно описывать ситуации неопределенности.

С учетом изложенного можно дать следующее определение риска в цепях поставок.

Риск в цепи поставок – это неблагоприятное событие, которое может привести в ходе логистической деятельности к отклонению фактических параметров логистических потоков на выходе от запланированных.

Вверх

Основные причины возникновения неопределенности и риска в логистических цепях поставок.

1. Случайность, то есть будущее событие, которое в сходных условиях происходит неодинаково (выход нового оборудования из строя, сбои при использовании ноу-хау или новой технологии, неожиданный срыв сбыта продукции, прекращение или перебои в снабжении — все это относится к случайной причине).

2. «Информационный разрыв» - незнание или неполное знание (неизвестность, недостоверность, недостаточность, расплывчатость знаний) сведений об окружающей внешней среде, связанных с ее нестабильностью. И как следствие - отсутствие информации о будущем событии или ожидаемом результате предполагаемых или предпринимаемых действий, необходимых для принятия решений. Связанная с этой группой факторов неопределенность в цепи поставок может быть вызвана также отсутствием времени на получение необходимой информации. К снижению данного вида неопределенности приводит получение дополнительной информации обо всех имеющихся возможностях и факторах, способных повлиять на результаты решений.

3. «Разрыв в компетенции» - влияние субъективных факторов на результаты проводимых анализов: отсутствие полных знаний ситуации экономическими субъектами; наличие квалификационных и методологических ограничений по методам принятия управленческих решений; наличие ошибок анализа и моделирования для выработки оптимального решения; отсутствие вычислительных средств достаточной мощности и инструментария учета всей доступной информации и др.

4. Противодействие, то есть несовпадение интересов сторон (трудовые конфликты, нарушения договорных обязательств, конфликты между подрядчиком и заказчиком), аварии техники, неопределенность спроса на нововведения (продукцию инновационного типа) и трудности ее сбыта, обусловленные действиями конкурентов, недобросовестная конкуренция и др.

В целях эффективного управления рисками целесообразно выделить наиболее важные факторы, порождающие риск, и указать, каковы их основные проявления, так как знание источников риска позволяет принимать заблаговременные меры, ослабляющие их действие.

Основными факторами риска являются неопределенности различной природы, присущие объекту принятия решений и внешним условиям, существенное влияющими на этот объект, а также субъективные мотивации и реакции лица, принимающего решение.

Все факторы риска можно укрупненно разделить на две группы:

- объективные, к которым относятся факторы, непосредственно не зависящие от субъекта управления цепью поставок: инфляция, конкуренция, анархия, политические и экономические кризисы, экология, таможенные пошлины, наличие режима наибольшего благоприятствования и т. д.;

- субъективные - факторы, непосредственно характеризующие данную цепь поставок: производственный потенциал, техническое оснащение, организация и мотивация персонала, наличие (отсутствие) системы выбора и управления поставщиками и т. д.

Факторы риска классифицируются в зависимости от источников, их порождающих. Такой подход к анализу источников и факторов риска ложится в основу классификации факторов рисков для базисных функциональных областей логистической деятельности (рис. 5.1).

Рисунок 5.1

Рис. 5.1. Структура среды логистической системы сточки зрения возникновения источников риска

4.1.1. Источники риска в области снабжения

В процессе снабжения ключевыми источниками рисков являются все операции, связанные с приобретением материалов, сырья, комплектующих, нацеленные на обеспечение достаточного уровня надежности, срочности и качества входного материального потока логистической системы. Здесь на первый план выступает оценка состояния отрасли, производящей сырье. Если в целом по данной отрасли наблюдается спад, регистрируются проблемы, связанные с организацией производства, проведением расчетов, обеспеченностью финансовыми ресурсами, то данная отрасль может быть мощным источником риска для предприятий, пользующихся ее продукцией в производственных целях.

Факторы риска, вытекающие изданного источника:

- качество материалов, сырья, комплектующих и надежность их поставок;

- цены на материалы, сырье, комплектующие, их динамика, соответствие общему уровню инфляции, соотношение с ценами на аналогичную продукцию зарубежного производства, соотнесение цены с качеством;

- стабильность и надежность поставщиков;

- стоимость транспортировки сырья;

- потери в процессе транспортировки;

- расходы на ввоз сырья из-за границы;

- способы и возможности изменения графиков оплаты.

Вторым достаточно мощным источником рисков являются договорные отношения с поставщиками, возникающие по поводу поставок материалов, сырья, комплектующих, особенно если они импортного производства и ввозятся на территорию Беларуси из-за границы. Факторы риска в данном случае сводятся к составлению и выполнению договорных условий, в числе которых наиболее принципиальные следующие:

- условия поставки, включающие обязательства сторон по транспортировке товара, наличие упаковки и маркировки, момент перехода собственности на товар;

- условия и график оплаты, в том числе величина и сроки предоплаты либо отсрочки платежа;

- распределение оплаты транспортных и накладных расходов;

- критерии качества товара (соответствие ГОСТам и ТУ);

- штрафные санкции за невыполнение условий договоров в случае нарушения условий оплаты поставки либо качественных характеристик товара.

Кроме того, в данном случае источниками рисков могут быть несбалансированность:

- условий договоров на поставку сырья и на отгрузку готовой продукции;

- сроков поставки сырья и отпуска его в производство;

- денежных потоков с точки зрения своевременного обеспечения оплаты поставленного сырья согласно договорам поставки.

Проблемы менеджмента на стадии заготовления сырья как источника риска связаны с уровнем текущего управления логистической деятельностью следующими бизнес-процессами:

- организацией, технической оснащенностью, уровнем автоматизации и качеством ведения складского хозяйства и учета;

- процессами формирования и управления запасами сырья на складе (контроля их избытка или дефицита);

- соблюдением условий хранения сырья;

- наличием распределения ответственности между сотрудниками - участниками процесса заготовления и отпуска в производство сырья и контролем ее соблюдения.

Все перечисленные факторы риска, проявляющиеся в области снабжения, могут усугубляться тем, что процесс закупки сырья, как и процесс производства, может носить сезонный характер. В этом случае возникает необходимость приобретения существенных запасов сырья с учетом сезонных колебаний спроса, и тогда могут возникнуть проблемы не только с планированием оптимальной величины запасов сырья, но и с координацией движения денежных потоков.

4.1.2. Источники риска в области производства

На стадии производства в качестве одного из источников рисков может фигурировать производственно-технологический цикл. Действительно, существенные потери материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов имеются, например:

- при несоблюдении требований технологии;

- в результате остановки (простоя) производства, вызванной различными причинами, скажем, в случае вынужденного переоборудования;

- в результате хищений или халатности работников, задействованных в производстве;

- в результате отсутствия учета отклонений фактических потерь материалов, сырья, комплектующих от нормативных в рамках технологического цикла;

- в процессе ведения производственной документации;

- при нарушении условий труда, в том числе социально-психологического климата, неудовлетворенности величиной и стабильностью выплаты заработной платы;

- при производственном травматизме и несоблюдении правил техники безопасности;

- при наступлении экологических угроз, проявляющихся в загрязнении окружающей среды; и др.

Все перечисленное относится к факторам риска, возникающим в рамках производственно-технологического цикла.

В процессе производства факторы риска также могут быть обусловлены некорректным и неэффективным менеджментом. В данном случае они базируются на отсутствии или фрагментарном наличии эффективного производственного управления, включающий следующие этапы:

- формирование и исполнение графика производства, анализ и контроль отклонений производственных результатов от запланированных;

- постановка и совершенствование системы качества производства;

- повышение уровня образования производственного персонала и применение в практике их работы современных методов и инструментов производственной логистики;

- соблюдение условий хранения полуфабрикатов и готовой продукции;

- определение материальной и административной ответственности за возникновение потерь, произошедших по вине сотрудников и администрации производства.

4.1.3. Источники риска в области распределения

Основными источниками риска на стадии реализации готовой продукции являются направления политики предприятия в отношении основных элементов процесса сбыта — наличии нужных потребителям характеристик товара, оптимальной цены, эффективных методов распространения и методов стимулирования. То есть формирование и реализация такой политики согласно основным принципам и философии логистики всецело определяется поведением и пожеланиями конечных потребителей.

Существенным источником риска для предприятий являются особенности потребительского поведения и структура потребительских предпочтений. Соответственно факторы риска в этой области:

- темпы роста рынка;

- емкость рынка;

- стадия жизненного цикла рынка;

- эластичность спроса;

- сегментация потребителей, ориентация предприятия на определенные целевые сегменты;

- максимальная удовлетворенность потребительских предпочтений.

При этом в качестве специфических факторов риска, присущих сфере реализации готовой продукции, возможны:

- специфическая структура спроса на рынках товаров народного потребления и производственного назначения;

- цикличность/сезонность спроса;

- необходимость ориентации на различные целевые сегменты на различных рынках, вызывающая необходимость по-разному строить маркетинговую и сбытовую политику в отношении различных товаров.

Используемая предприятием товарная политика также может стать источником риска и охватывает следующие факторы:

- товарный ассортимент и его структуру;

- потребительские характеристики товаров и их соответствие предпочтениям конечных потребителей;

- стадии жизненных циклов товаров и их согласованность во времени;

- предложение сопутствующих, дополнительных и других товаров;

- упаковку;

- уровень сервисного обслуживания.

При анализе ценовой политики как источника риска следует учитывать:

- тип рынка, на котором работает предприятие, тип конкуренции;

- структуру предложения на рынке и тип товара;

- согласованность в динамике цен на продукцию и сырье;

- процесс формирования торговой надбавки (метод установления цены реализации).

Существующая сбытовая политика как источник риска порождает следующие факторы:

- используемые каналы товародвижения, их протяженность, широта;

- виды посредников, участвующих в процессе товародвижения;

- условия работы с посредниками, в том числе договорные. Здесь важна согласованность условий договоров на поставку сырья и отгрузку готовой продукции. Дополнительно возникает вопрос относительно сбалансированности движения денежных потоков во времени.

Конкуренты, их поведение на рынке также мощный источник риска. В качестве факторов риска в данном случае могут быть рассмотрены:

- тип конкуренции;

- занимаемые конкурентами доли рынка, их динамика.

В результате такого анализа должен быть сделан вывод относительно конкурентных преимуществ анализируемого предприятия и его основных конкурентов. Слабые стороны конкретного предприятия по отношению к конкурентам также будут факторами риска.

4.1.4. Источники финансовых рисков

Риски могут иметь источниками не только процессы управления материальными потоками предприятия (в сферах снабжения, распределения и сбыта), но и процессы управления финансовыми потоками. Внутренние источники вызваны уровнем текущего финансового управления предприятия, внешние тем, что действующее предприятие не может быть рассмотрено как замкнутая система, оно осуществляет свою деятельность в тесной взаимосвязи с окружающим пространством, с внешней макро- и микросредой.

Одним из основных внутренних источников риска для любого предприятия является процесс использования финансовых ресурсов. Факторы риска в данном случае могут быть следующие:

- структура кредиторской задолженности;

- соотношение собственных и заемных средств;

- структура источников оборотных средств;

- управление финансовыми результатами, в том числе:

- структурой себестоимости;

- формированием и использованием прибыли.

Эффективность использования активов также может быть рассмотрена как

источник риска. Факторы следующие:

- структура активов в целом, в том числе основных и оборотных средств;

- эффективность формирования и использования основных и оборотных средств.

Внешние источники - это прежде всего действия основных финансовых контрагентов (поставщиков, подрядчиков, фискальных и контролирующих органов) на микро- и на макроуровне - состояние и изменения существующей общегосударственной или мировой финансовой системы. Значительная часть внешних источников риска может быть эффективно нейтрализована благодаря грамотному внутрифирменному управлению финансовыми потоками предприятия.

4.1.5. Источники информационных рисков

Мощный источник рисков - информационные потоки, при помощи которых осуществляются взаимодействие элементов цепи поставок и связь цепи поставок с окружающей средой.

Недостаток, неполнота или низкое качество информации могут быть источниками рисков в цепи поставок. В данном случае в качестве факторов риска присутствуют:

- потери информации в процессе ее движения внутри цепи поставок (в результате отсутствия логистической информационной системы, некачественного учета, анализа или неполноты передачи от одного структурного звена или сотрудника другому);

- искажение или несвоевременное поступление информации от контрагентов (поставщиков, подрядчиков, посредников, других участников логистической инфраструктуры) или переданной им;

- игнорирование информации, описывающей изменения параметров внешней макросреды.

Вверх

Говоря об эффективности цепей поставок, необходимо понимать, что цели, которые ставятся перед управлением цепями поставок (например, уровень сервиса или прибыль) являются так называемой потенциальной эффективностью. Реальная же эффективность реализуется через устойчивое выполнение запланированных для достижения этих целей работ, то есть фактическая эффективность цепей поставок реализуется через устойчивость.

Данная идея основана на глобальной устойчивости по Ляпунову, согласно которой изначально не заданы некоторые статистические свойства неопределенностей, а допускаются лишь некоторые ограничения неопределенности в динамике, в параметрах системы и в самих управляющих воздействиях. В такой постановке глобальную устойчивость можно рассматривать как свойство поведения системы, которое должно сохраняться вопреки внешним воздействиям за счет управления по законам обратной связи. Это позволяет говорить об управляемой адаптации, то есть достижения желаемой устойчивости системы в динамике за счет введения подходящих адаптивных управляющих воздействий.

Устойчивость является более богатой категорией, чем риск. В сложных динамических системах неопределенность должна рассматриваться с динамических позиций. Более того, устойчивость позволяет рассматривать как риски, так и методы их снижения на этапе планирования и ликвидацию нарушений на этапе реализации цепей поставок.          

Анализируя проблему взаимодействия цепей поставок с внешней средой, можно выделить три основных группы факторов, обеспечивающих целенаправленное выполнение работ в цепях поставок:

- эффективное противодействие целенаправленным возмущающим воздействиям (например, терроризму или атакам хакеров);

- эффективное противодействие нецеленаправленным возмущающим воздействиям (например, колебаниям спроса);

- сбалансированность уровня управляющих воздействий, то есть по сути плана цепи поставок и его ресурсного обеспечения, и уровня возмущающих воздействий.

Все три вышеуказанных группы факторов охватываются категорией устойчивости, которая включает в себя следующие элементы:

- безопасность цепей поставок (устойчивость относительно целенаправленных возмущающих воздействий, например, терроризма, хищений грузов, атак хакеров);

- помехоустойчивость (устойчивость относительно нецеленаправленных возмущающих воздействий, например, колебаний спроса, выхода из строя мощностей и т.д.);

- надежность плана (устойчивость относительно соответствия уровня управляющих воздействий (то есть по сути плана цепи поставок и его ресурсного обеспечения) и уровня возмущающих воздействий).

Вверх

Цепь поставок (начиная от производителя продукции и кончая потребителем, включая транспортные компании, дистрибьюторов, склады, морские терминалы, оптовых и розничных продавцов) как особо сложный объект управления в силу взаимозависимости между ее составляющими является достаточно уязвимой. А сбой на каком-либо одном участке цепи поставок может привести к тяжелым последствиям для всех участников процесса.

Ассоциация по защите прав перевозчиков опубликовала статистические данные по Европе, Ближнему Востоку, Африке. Здесь в 2010 г. произошло 3756 инцидентов, связанных с хищениями грузов при общих потерях 214,58 млн USD. При этом в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом число краж и мошенничеств выросло. Исследования компании Aberdeen Group, проведенные среди 138 компаний США, показали, что 58 % компаний понесли убытки в результате сбоев в цепи поставок.

Важность обеспечения безопасности цепей поставок подтверждается разработкой стандартов серии ISO 28000 «Supply Chain Security» (безопасность цепей поставок). Общие требования относительно безопасности цепи поставок, изложены в двух стандартах:

- ISO 28000:2007 (ДСТУ ISO 28000:2008) «Технические условия на системы менеджмента безопасности цепи поставок»;

- ISO 28001:2007 «Система менеджмента безопасности цепи поставок. Наилучшие методы обеспечения безопасности оценок и планов в цепи поставок. Требования и руководящие указания».

Концепция комплексной безопасности цепей поставок основана на следующих пяти уровнях (рис. 5.2):

- регламенты и стандарты безопасности;

- методы управления риском;

- управление событиями и процессами;

- информационные технологии;

- обеспечение физической безопасности грузов.

Рисунок 5.2

Рис. 5.2. Концепция комплексной безопасности цепей поставок

Уровни регламентов и методов управления риском относятся к этапу планирования цепей поставок. На этих уровнях прописываются общие правила управления безопасностью в цепи поставок, анализируется неопределенность и идентифицируются риски на различных участках цепи поставок. Далее эти риски соотносятся процессам цепей поставок, определяется вероятность их влияния на цепь поставок (например, в виде индекса EPI - event probability index) на уровне управления событиями и процессами, а также сценарии действий менеджеров в случае возникновения опасных ситуаций (например, на основе метода ЕМР - event management plan).

Уровень управления событиями и процессами является ключевым (см. рис. 5.2). Он разделен на этапы планирования и реализации работ в цепях поставок.

На этапе планирования создаются определенные резервы для обеспечения безопасности цепей поставок. Формируется множество альтернативных планов с разными показателями экономической эффективности и безопасности. Этот этап заканчивается проигрыванием возможных сценариев функционирования цепей поставок в условиях различных возмущающих и управляющих воздействий и окончательным составлением плана, соответствующего представлению менеджера, принимающего решения об уровне риска в его бизнесе.

Далее начинается стадия реализации выполнения работ в цепях поставок. На уровне обеспечения физической безопасности грузов происходит сбор первичной информации о движении и сохранности поставок на основе различных датчиков (например, RFID или штрих-коды). Эти актуальные данные передаются на уровень информационных систем. Там происходит начальная обработка информации, ее анализ относительно соответствия планам и оповещение участников о возможных отклонениях на основе системы мониторинга цепей поставок. Эти данные передаются на процессный уровень, где на основе метода управления событиями вырабатываются управляющие воздействия по компенсации и устранению возникших отклонений.

Рассмотрим более подробно каждый уровень концепции комплексной безопасности цепей поставок.

6.1.1. Стандарты безопасности цепей поставок

Наряду с международными стандартами серии ISO 9000, стандартами в области технологий автоматической идентификации (штрихового кодирования, RFID, электронного обмена данными и др.), появился ряд международных стандартов, отражающих системные требования к управлению цепочкам поставок:

- ISO/IEC 15288 «Системная инженерия - Процессы жизненного цикла систем» (System engineering. System life cycle processes (IDT);

- ISO/PAS 28000: 2007 «Системы управления безопасностью ЦП» (Specification for security management systems for the supply chain);

- рамочные стандарты ВТО по безопасности и мировой торговли.

6.1.2. Базовый цикл менеджмента риска в цепях поставок

Базовый цикл менеджмента риска в цепях поставок включает четыре блока (рис. 5.3):

- идентификация риска;

- анализ и оценка рисков;

- выработка управляющих воздействий по ликвидации негативных последствий риска;

- контроль риска.

Рисунок 5.3

Рис. 5.3. Базовый цикл менеджмента риска в цепях поставок

Первые три блока относятся к области планирования цепей поставок, а блок контроля - к области реализации процессов в цепях поставок. Идентификация и оценка рисков в цепях поставок в рамках рассмотренных схем основывается на выявлении различных уровней рисков. Оценка деятельности организаций, входящих в цепь поставок, будет зависеть от различных характеристик, решаемых стратегических и оперативных задач. Систематически осуществляемые оценки соответствия направлены на выявление слабых мест в процессах и результатах, формирующихся в цепях поставок, что сказывается на снижении общих издержек и потерь.

6.1.3. Управление событиями в цепях поставок

Уровень управления событиями и процессами является ключевым в концепции обеспечения безопасности цепей поставок (рис. 5.4).

Рисунок 5.4

Рис. 5.4. Событийная интерпретация процессов цепей поставок

Современная литература выделяет следующие виды событий:

- стандартное событие;

- нестандартное событие;

- запланированное событие;

- незапланированное событие;

- ожидаемое событие;

- неожидаемое событие;

- зарегистрированное событие;

- незарегистрированное событие.

На этапе планирования процессов цепей поставок возможны следующие основные рычаги обеспечения безопасности процессов:

- внесение определенной избыточности в структуры и планы цепей поставок (например, резервные буферы времени выполнения работ, страховые запасы, страховые мощности, резервные каналы поставок и др.),

- создание структурно-функциональных резервов (на основе концепций аутсорсинга, контрактных производств, виртуальных предприятий) для гибкого управления структурной динамикой цепей поставок,

- создание системы координации процессов цепей поставок.

После реализации всех этих мер формируется множество альтернативных планов с разными показателями экономической эффективности и безопасности. Этап планирования заканчивается анализом возможных сценариев функционирования цепей поставок в условиях различных возмущающих и управляющих воздействий и окончательным составлением плана, соответствующего представлению менеджера, принимающего решения об уровне риска в его бизнесе.

Основой оперативного управления событиями в цепях поставок является концепция управления событиями в цепи поставок (Supply Chain Event Management - SCEM), которая предназначена для выявления нарушений и отклонений в выполнении работ, таких как запаздывание или поломка транспортного средства, превышение уровня страхового запаса, отклонения в производственных процессах и т. д.

6.1.4. Информационные технологии

Всю совокупность информационных технологий для обеспечения безопасности цепей поставок можно разделить на два уровня:

- технологии первичного сбора информации;

- технологии обработки информации и поддержки принятия управленческих решений.

В области контроля поставок все большее значение приобретает использование технологий телематики (GPS, RFID, Tracing&Tracking). Интенсивно развиваются системы электронных платежей с использованием специальных сервисов безопасности SSL (Secure Socket Layer) и SET (Secure Electronic Transaction).

В области обработки информации широкое распространение получают системы мониторинга цепей поставок, управления событиями в цепях поставок (SCEM) и системы расширенного планирования (APS).

Необходимо обратить особое внимание на так называемый «человеческий фактор». С одной стороны, он связан с развитием собственно информационной системы и ее администрированием, а с другой - с непосредственной работой персонала на таком ресурсе. Само функционирование информационных систем должно быть обеспечено необходимым уровнем безопасности. Это направление получило название информационная безопасность и включает в себя вопросы защиты от вирусных атак, бесперебойности работы серверов и каналов передачи данных и др.

6.1.5. Сигнально-индикаторный метод обеспечения безопасности грузов

На основании международных страховых экспертных оценок угроза потерь материальных ценностей только по фактору кражи составляет минимум 15% годового оборота организаций.

Традиционно применяются пять групп методов обеспечения сохранности:

- технические средства;

- физическая охрана;

- аналитика;

- правовые методы;

- страхование.

Для решения вопросов сохранности необходимо наличие нескольких независимых рубежей защиты, их грамотное сочетание, постоянное совершенствование и поиск новых методов, способов и решений для борьбы с правонарушениями.

Произвести установку во многих технологических процессах таких технических средств как видеонаблюдение, традиционные сигнализации, электронные системы доступа в помещения и т.п. довольно часто затруднительно или даже невозможно с точки зрения затрат или отсутствия источников питания. Еще одной проблемой таких систем может являться вмешательство в данные с внесением нежелательных информационных изменений.

Под сигнально-индикаторным методом обеспечения сохранности понимается комплекс организационных и правовых аспектов создания системы реагирования на основе информации о состоянии таких специальных технических устройств как сигнальные устройства.

Сильными сторонами метода является простота «монтажа» и любая глубина детализации информации об источниках и характере угроз; независимость от источников питания; выявление причин и условий, способствующих нарушениям; объективное доказывание; мониторинг действий ответственных лиц; высокая экономическая эффективность.

Слабой стороной метода является специфика считывания сигнала «срабатывания». Именно эта слабость и вызвала к жизни сигнально-индикаторный метод вместо простого использования сигнальных устройств. Установка сигнальных устройств ведется с целью сбора, хранения и использования информации о контролируемых событиях.

Рассмотрим часть цепи поставок на логистическом терминале. Следующие контрольные вопросы позволяют оценить направление проектной работы в области обеспечения сохранности и безопасности деятельности такого терминала:

1. Произведено ли разделение зон отправки и получения товара?

2. Какова дистанция от склада до отделения милиции и пожарной бригады?

3. Составляют ли охранники отчеты о своей работе? Кто проверяет эти отчеты?

4. Кто распределяет материальную ответственность? Каким образом осуществляется передача материальной ответственности?

5. Способы и каналы отчетности по недостачам и кражам?

6. Представляется ли возможным по размеру складского помещения и сумме арендной платы понять уровень потенциальный краж?

7. Каким станет оборот организации через 3 года?

8. Каков уровень инвестиций необходим для обеспечения безопасности или наиболее эффективного функционирования деятельности?

Анализ приведенных вопросов, которые составляют очень незначительную часть специальных знаний по безопасности, показывает уровень требований к современным специалистам по предотвращению потерь, сохранности и безопасности. В современных условиях такой специалист должен занимать ключевую позицию в управлении организацией в связи с тем, что решаемые им задачи пронизывают все существенные производственные/торговые процессы и он должен иметь возможность властно их совершенствовать.

Вверх

Одной из важнейших практических проблем управления цепями поставок является снижение неопределенности спроса. Наибольшее распространение получили четыре метода снижения неопределенности:

- снижение Bullwhip-эффекта;

- введение отложенной дифференциации продукции (postponement) и оптимальное определение точки проникновения заказа (order penetration point);

- введение избыточности в структуры цепей поставок;

- создание системы координации процессов цепей поставок.

7.1.1. Bullwhip-эффект в цепях поставок и методы его снижения

В неоптимизированных цепях поставок, в которых организации рассматриваются как изолированные элементы, самостоятельно планирующие свои потребности и закупки, возникают существенные отклонения и колебания во всей цепи поставок. Локальная оптимизация, несогласованность действий участников цепи поставок и недостаточный информационный обмен в цепи поставок приводит к Bullwhip-эффекту или эффекту хлыста.

Сущность Bullwhip-эффекта

Bullwhip-эффект характеризует ситуацию, при которой незначительные изменения спроса конечного потребителя (или последнего звена цепи поставок, то есть организации, выпускающей конечное изделие) приводит к значительным отклонениям в планах других участников цепи поставок (субподрядчиков, поставщиков и т.д.).

Bullwhip-эффект вызывает увеличение амплитуды колебаний спроса по мере продвижения информации по цепи поставок. При возникновении Bullwhip-эффекта нарушается бесперебойное движение материальных и информационных потоков в цепи поставок, вызывая тем самым риск невыполнения заказа клиента (рис. 5.5).

Рисунок 5.5

Рис. 5.5. Неоптимизированная цепь поставок и Bullwhip-эффект

На рис. 5.6 приведен пример монитора цепи поставок, на котором отражены последствия возникновения Bullwhip-эффекта.

Рисунок 5.6

Рис. 5.6. Последствия возникновения Bullwhip-эффекта

Основными причинами Bullwhip-эффекта в цепях поставок являются:

- ошибки в прогнозировании спроса;

- создание организациями дополнительных страховых запасов и произвольное увеличение размеров партий поставок (Burbidge-эффект, отражающий влияние нерегулярности поставок на отклонения в планах производства вследствие объединения нескольких заказов в одну партию);

- колебания цен, запаздывания в получении необходимой информации о потребностях (Forrester-эффект, при котором незначительные колебания спроса вызывают колебания в производстве);

- отклонения от плановых сроков и объемов производства и поставок;

- закупки больших партий товаров «впрок» со скидками и по специальным предложениям;

- колебания цен на рынке;

- расчет величины закупки всеми участниками цепи поставок по модели EOQ (модель оптимального размера заказа), применение которой на практике приводит к избыточным страховым запасам, завышенным размерам закупки и снижению частоты закупок,
превышение спросом предложения.

В управлении цепями поставок возможно снижение Bullwhip-эффекта за счет (рис. 5.7):

- совместного прогнозирования и процессно-ориентированного планирования;

- координации и синхронизации бизнес-процессов;

- снижения размеров закупаемых и производимых партий;

- повышение частоты и регулярности закупок.

Рисунок 5.7

Рис. 5.7. Снижение неопределенности спроса и Bullwhip-эффекта на основе управления цепями поставок

Применительно к этапу оперативного управления, Bullwhip-эффект характеризует запаздывание информирования участников цепи поставок об изменениях на предыдущих ее участках вследствие информационной асимметрии.

Отдельно следует обратить внимание на человеческий фактор возникновения Bullwhip-эффекта, связанный с ошибками в передачи и интерпретации информации. Многие современные исследования рассматривает именно человеческий фактор как основную причину Bullwhip-эффекта.

С другой стороны, даже если все решения в цепи поставок принимаются абсолютно правильно, Bullwhip-эффект все равно возникает вследствие неопределенности спроса. Снижение Bullwhip-эффекта может быть достигнуто за счет снижения числа мест межорганизационного взаимодействия в цепи поставок, улучшения информационной коммуникации между предприятиями и повышением прозрачности и доступности для всех участников цепи поставок прогнозов (в том числе, оперативных) спроса.

7.1.2. Отложенная дифференциация продукции (postponement) и точка проникновения заказа (order penetration point)

Точка проникновения заказа (Order Penetration Point) является очень важным понятием в управлении цепями поставок. Основная идея точки проникновения заказа состоит в разделении цепи поставок на две части: производство на склад и индивидуализация продукта (рис. 5.8).

Рисунок 5.8

Рис. 5.8. Точка проникновения заказа

Точка проникновения заказа физически связана с местом стратегического хранения основного запаса. В зависимости от стратегии управления цепями поставок, под стратегическим запасом может пониматься готовая продукция, полуфабрикат (например, неокрашенная ткань) или даже начальная стадия производства.

Точка проникновения заказа определяет момент, до которого процессы в цепи поставок выстраиваются исходя из соображений эффективности и производства на склад (Push-принцип), а с которого процессы в цепи поставок выстраиваются исходя из соображений гибкости и удовлетворения потребностей клиентов (Pull-принцип).

Местоположение точки проникновения заказа связано с нахождением компромисса об уровне сервиса и затратам. В идеале необходимо стремиться к максимально близкому к клиенту расположению точки проникновения заказа с обеспечением необходимого уровня сервиса.

Чем больше участок «бережливой» цепи поставок (см. рис. 5.8), тем ниже затраты и уровень сервиса цепи поставок. Увеличение же участка адаптивной цепи поставок ведет к увеличению уровня сервиса, но также и затрат.

На практике местоположение точки проникновения заказа тесно связано с концепциями модульного производства, отложенной дифференциации и индивидуализации продукции.

Выбор местоположения точки проникновения заказа зависит от множества факторов и различно для отдельных отраслей.

7.1.3. Построение планов цепей поставок с учетом неопределенности

Для обеспечения устойчивости цепи поставок, а, следовательно, и достижения поставленных целей бизнеса, необходимо, чтобы достигался баланс возмущающих воздействий и объема управляющих воздействий для ликвидации негативных последствий.

Управляющие воздействия можно разделить на две категории:

- внесение избыточности при построении планов цепей поставок;

- регулирующие (адаптивные) управляющие воздействия на этапе реализации цепи поставок.

Учет неопределенности на этапе планирования может быть достигнут за счет внесения определенной избыточности в надежность (резервы) и гибкость (адаптивность) цепи поставок на основе проведения реинжениринга бизнес-процессов, например:

- введения избыточности структур цепи поставок (например, расширение ассортимента продукции, введение временных буферов, страховых запасов, дополнительных складов, запасов мощностей и т.д.);

- улучшения координации и информационного обмена для повышения качества, своевременности и доступности для всех участников цепи поставок прогнозов спроса;

- введения системы мониторинга и регулирования цепи поставок в случае возникновения нарушений и отклонений от плана;

- унификации элементов управления цепями поставок (то есть наделение различных участков принятия решений многообразием управленческих функций, чтобы в случае невозможности выполнения управленческой функции на участке А эта функция могла быть выполнена на участке В);

- использования методов «скользящего» или адаптивного планирования (rolling/adaptive planning), при которых периодически модифицируется путем изменения параметров цепи поставок или характеристик управляющих воздействий на основе поступающей по цепи обратной связи информации о текущем состоянии цепи поставок, прошлом и обновленных прогнозов будущего;

- формирования множества неокончательных решений, например, отложенная дифференциация продукции (postponement);

- создания виртуальных резервов (например, пула альтернативных поставщиков).

Существуют разные стратегии создания избыточности в запасах и поставках с точки зрения резервов и гибкости. Например, Dell хранит на складах в Европе только дешевые компоненты, а дорогие закупает «под заказ». Cisco, наоборот, хранит на складах в США дорогие компоненты, а дешевые изготавливает «на склад» в Азии. MTU Aero Engines, изготовитель турбинных двигателей для Daimler, имеет страховые запасы для поддержания производства в течении трех недель. А вот компания BMG, логистический провайдер Volkswagen, работает практически без запасов «под заказ». Benetton использует отложенную дифференциацию продукцию, создавая стратегический запас продукции из белых тканей и окрашивая их только по мере поступления заказов на новые коллекции. Dell использует виртуальные резервы и систему онлайн-конфигурирования компьютеров. Большинство торговых сетей имеют систему информационной координации и информирования о текущих продажах поставщиков.

Говоря о внесении резервной избыточности и адаптивности в цепь поставок, необходимо понимать, зачем это вообще делается, то есть какова цель или стратегия управления цепью поставок. Примерами таких стратегий могут быть:

- обеспечение максимальной надежности плана (то есть внесение максимального уровня избыточности в цепь поставок, чтобы свести к минимуму необходимость регулирования цепи поставок; т.н. стратегия предотвращения риска);

- обеспечение максимальной адаптивности цепи поставок (то есть основной акцент делается не на инвестиции в структуру цепи поставок, а на эффективность «управления по отклонениям»);

- передача риска третьим лицам (то есть затраты не в укрепление цепи поставок, а на выплату штрафов, неустоек и т.д. на основе договоров со страховыми компаниями; т.н. стратегия финансирования или принятия риска).

Теоретической основой проблемы обеспечения устойчивости цепей поставок с точки зрения планирования цепи поставок может служить теория управления сложностью (complexity management), предметом изучения которой является управление разнообразием состояний объекта и среды. Согласно этой теории, решение проблемы неопределенности в сложных системах сводится к сужению разнообразия внешней среды и расширения разнообразия своих управляющих воздействий. По сути, речь идет о нахождении баланса между уровнем управляющих воздействий (то есть по сути плана цепи поставок и его ресурсного обеспечения) и уровнем возмущающих воздействий (рис. 5.9).

Рисунок 5.9

Рис. 5.9. Расширение и сужение области риска

Данная идея основана на принципе необходимого разнообразия Эшби. С этих позиций оценка необходимого уровня избыточности цепи поставок может осуществляться на основе проигрывания различных сценариев возмущающих воздействий и возможности управления цепью поставок в условиях этих возмущений. Тем самым создается конструктивная возможность обоснованно подходить к выбору плана или конфигурации цепей поставок из нескольких альтернатив с разными значениями показателей экономической эффективности и устойчивости той, которая в наибольшей степени соответствует индивидуальному восприятию риска у менеджеров цепи поставок исходя из баланса области управления (то есть надежности и гибкости цепи поставок, причем с возможностью анализа уже внутри этой области различных вариантов распределения факторов надежности и гибкости) и области риска.

По сути, реализация принципа необходимого разнообразия означает, что цепь поставок должна оставаться управляемой в условиях данного уровня возмущающих воздействий. Именно во взаимосвязи категорий оптимальности (эффективности), сложности (неопределенности) и управляемости кроется мощный теоретический и практический задел эффективного управления цепями поставок в условиях неопределенности.

Вверх

1. В чем состоит проблема неопределенности и риска в цепях поставок?

2. Что такое неопределенность и риск?

3. Какие существуют особенности неопределенности и риска в цепях поставок?

4. Каковы основные причины и последствия неопределенности и риска для управления цепями поставок?

5. Что такое устойчивость цепи поставок?

6. Что такое безопасность цепи поставок?

7. Как можно снизить неопределенность спроса в цепях поставок?

8. Что такое Bullwhip-эффект и отложенная дифференциация?

9. Каковы основные причины и последствия Bullwhip-эффекта для управления цепями поставок и как снизить его негативное влияние?

10. Как усилить цепь поставок и снизить риск?

Вверх

Оцените прочитанный материал: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Выход



Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Понятия риска и неопределенности в моделях принятия решений Поделки на тему скоро лето


Неопределённость в системе связана с ГЛАВА 6. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ КАК ПЕРВОПРИЧИНА РИСКА
Неопределённость в системе связана с Неопределенность и риск в цепях поставок
Неопределённость в системе связана с Неопределенность и ситуация риска
Неопределённость в системе связана с Принцип неопределенности
Неопределённость в системе связана с Cвадебные бокалы своими руками: идеи по украшению
Неопределённость в системе связана с Биография Элизабет Фрай
Неопределённость в системе связана с Более 25 лучших идей на тему «Вязаные свитера» на Pinterest
Неопределённость в системе связана с Более 25 лучших идей на тему «Детские вязаные шапки» на



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ